Некоторые общие рекомендации тем, кто решил изучать язык самостоятельно.

Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Алёна Кирпичева, я уже около 12-ти лет преподаю немецкий язык. В последнее время ко мне в скайп добавилось несколько человек, которые в принципе не собираются заниматься с репетитором, им хотелось бы изучать немецкий самостоятельно. Они просто спрашивают совета – с чего начать, за что браться и, вообще, куда, так сказать, бежать, а куда как раз не бежать. И в этой статье мне бы хотелось поделиться некоторыми общими советами, накопленными в «процессе трудовой деятельности».

С чего начать?

Итак, вот вы решили изучать немецкий язык самостоятельно. Первое, что бы я рекомендовала, это взять за основу какой-нибудь УЧЕБНИК. Простое, казалось бы, решение, но, тем не менее, почему-то далеко не каждый решает начать именно с выбора учебника. Я для себя давно разделила учебники немецкого языка на два типа: учебники, изданные в Германии и подготовленные непосредственно носителями языка, и учебники выпущенные в России. И в тех, и в других, есть как минусы, так и плюсы.

Немецкие учебники направлены на развитие разговорных навыков. В них вы найдете настоящую немецкую речь, разговорные фразы. Грамматика берется непременно и она сразу применяется в разговоре. Я люблю Themen neu, Delfin, Schritte. Но что, на мой взгляд, является недостатком немецких учебников, грамматика не всегда прорабатывается, как следует. Т.е. упражнений для формирования грамматического навыка не всегда бывает достаточно. Этот недостаток, однако, с лихвой можно восполнить, воспользовавшись каким-нибудь российским учебником. Вот здесь-то вы найдете «грамматический рай». Масса всяческих упражнений, переводов. Все направлено на формирование и закрепление грамматических навыков. Но, к сожалению, к навыку говорения это не имеет ни малейшего отношения, да и лексика, чаще всего давно устарела.

На мой взгляд, самое лучшее – совмещать учебники немецкие и российские. Не уверена, получится ли самостоятельно заниматься «с нуля» по немецким учебникам – там все по-немецки, как ни странно :) :) :). Так что если вы совсем «чайник», имеет смысл для начала воспользоваться каким-нибудь российским пособием. Там все очень подробно разложено по полочкам. Ну а потом все же надо совмещать.

Следующий момент – ФОНЕТИКА. Не пренебрегайте постановкой фонетики. Ваше произношение – это то, что собеседник слышит прежде всего и из чего, собственно, у него складывается первое впечатление о том, как вы владеете языком. Скажите, чью речь вам будет проще воспринимать: человека, у которого хорошее произношение и немного грамматических ошибок, или того, у кого отвратительное произношение, но отличная грамматика? Мне легче с первым. Согласна, мнение спорное. Но тем не менее. Я бы сказала «встречают по произношению, а провожают уже по грамматике».

Да, повторение слов за диктором не самое увлекательное занятие. Но, во-первых, это послужит вам замечательной тренировкой правил чтения на начальном этапе. А во-вторых, это избавит вас от подробного чтения «вводного фонетического курса», который есть почти во всех отечественных самоучителях. Мне нравятся учебники по произношению Middleman Doris «Sprechen Hören Sprechen», Gerhard G.S. Bunk «Phonetik aktuell», «Немецкий без труда сегодня» («Deutsch ohne Mühe heute») издательства Ассимиль. Все четко, есть упражнения на каждый звук.

Так, учебник выбрали, произношение тренируем…

ГРАММАТИКА

Что касается грамматики, тут все просто: в любом самоучителе масса всего для тренировки грамматических структур. Но, можно использовать и что-нибудь дополнительно. Мне нравятся из отечественных Алиева С. К. «Грамматика немецкого языка в таблицах и схемах», Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. «500 упражнений по грамматике», Тагиль И.П. «Deutsche Grammatik in Übungen» и «Deutsche Grammatik».

Последние две книги я очень люблю – все очень подробно, на каждое правило много упражнений. Грамматик немецких издательств тоже масса: Chr. Lemke и L. Rohrmann «„Grammatik Intensivtrainer A2», S. Dinsel и S. Geiger «Großes Übungsbuch Grammatik», естественно, Dreyer Schmitt «Lehr- und Übungsbuch der deutschen Grammatik». С нее начинать не рекомендовала бы: для начинающего там очень много незнакомой лексики. Но в дальнейшем она точно пригодится.

ЛЕКСИКА

Заучивание слов, пожалуй, один из самых острых вопросов при изучении немецкого языка. Как определить род имени существительного? Есть ли какие-то правила, регулирующие этот вопрос? Дорогие друзья, да, некоторые правила есть. Вы встретите их в вышеупомянутых книгах. Но, боюсь, что такие правила как, например, «к мужскому роду относятся названия природных явлений (ветров, осадков)» или «все существительные с окончанием «-ung» – женского рода» и еще два десятка подобных способов определения рода у существительных совершенно не смогут вам помочь. Поэтому род имен существительных НАДО ЗАУЧИВАТЬ. Смиритесь с этим. Другой вопрос, как это сделать. Есть много вариантов, например, флеш карточки. Отличный материал вы можете найти здесь:

www.de-online.ru/index/slovarnyj_zapas/0-238

или вот тут:

www.de-online.ru/index/igra_quot_der_die_das_quot/0-781

(вообще, www.de-online.ru превосходнейший сайт, на мой взгляд, самый лучший). Но самое главное – тренировка лексики в разговоре. Вот мы плавно подошли к теме разговорного навыка.

Разговорный навык

Ну что ж. Вроде все выучили – 40 первых слов, пару грамматических правил, произношение потренировали. В общем, вооружились. Итак, теперь самое главное. Надо начать говорить. Для разговора нужен собеседник. Так как вы изучаете язык самостоятельно, вариантов у вас не так и много. Первый ваш собеседник – это вы сами. Да, для начала вам придется ГОВОРИТЬ С САМИМ СОБОЙ. Во-первых, вы себя всегда выслушаете (как говорится, всегда приятно поговорить с умным человеком), не будете торопиться и сможете достроить фразу без суеты, спокойно. Во-вторых, просто у вас для начала нет других вариантов. Начинайте с простого. Описывайте все, что вокруг вас есть, все что происходит. Например, вы освоили конструкцию «Das ist ein(e) …», сделали упражнения. Начинаем тренировать: ходите по квартире и говорите: «Это стол, это стул, это чашка, это ложка». Захватите с собой словарик, чтобы искать незнакомые слова. :)

Выучили несколько глаголов и их спряжение. Описывайте, что вы делаете: «Я мою посуду. Чашка стоит здесь. Мама разговаривает по телефону». Все просто. Не стройте сразу длинных фраз. Действуйте в рамках грамматических правил, которые вы уже прошли. И постепенно, пополняя лексический запас, изучая все новые грамматические правила, усложняйте предложения. Описывайте все, что происходит вокруг, что вы видите и слышите. В общем, постепенно наращивайте обороты. Так вы разберетесь с заучиванием артиклей (особенно, когда пойдут падежи) и с грамматикой. Выстроится монологическая речь. Для диалогической речи все же ищите реального собеседника. На форумах полно людей, которые ищут с кем поговорить на изучаемом языке. Идите туда, найдете кучу друзей. Опять же скайп дает много новых возможностей. Можно найти носителей, просто приятных собеседников. В принципе, я считаю, что репетитор по большому счету и нужен, чтобы научить говорить. Это собеседник, который исправит ошибки. С грамматикой, лексикой, произношением вы можете справиться сами, хотя безусловно, с репетитором это будет сделать проще.

Думаю, на этом месте мне хотелось бы поставить запятую в своих рассуждениях на эту тему. Есть еще некоторые моменты, которые мне бы хотелось осветить. Но их я оставлю для следующей статьи.

(опубликовано здесь: http://www.de-online.ru/news/rekomendacii_izuchajushhim_jazyk_samostojatelno/2013-10-16-181)

Made on
Tilda